С 1 сентября всю цифровую рекламу нужно будет маркировать и передавать в Роскомнадзор. В силу вступают поправки к федеральному закону «О рекламе». Его действие распространится на всю рекламу рунета: контекстную, таргетированную, медийную.
→ Под изменения не попадает социальная реклама, а также реклама собственных товаров в email-рассылках, личных и push-сообщениях. Не нужно беспокоиться и о рекламе на радио и телепередачах, которые отображаются в интернете без изменений.
→ Теперь данные о каждом рекламном креативе, а также о заказчике и оплате, должны передаваться на хранение в Роскомнадзор. В течение пяти лет данными смогут воспользоваться ФАС, ФНС и другие госорганы. Передавать информацию можно будет лишь через операторов рекламных данных (ОРД). Компании, которые получат право заниматься этой деятельностью, станут известны позже.
→ Кроме того каждый креатив — текстовый, графический или видео — перед размещением в сети необходимо будет зарегистрировать через ОРД. Ему присвоят уникальный номер — токен, который указывается на креативе при публикации рекламы. То есть теперь прежде чем настроить таргет, нужно будет воспользоваться услугами ОРД для регистрации креатива в Едином реестре интернет-рекламы. То же самое с покупкой поста, например, в Телеграм-канале: текст и графика должны быть зарегистрированы в ЕРИР.
Кстати, услуги ОРД будут платными, а значит, и стоимость рекламы вырастет.
Пять главных вопросов о новом законе:
Кого коснутся изменения?
В разной степени всех, кто имеет отношение к рекламе: юридические лица, ИП, физические лица. Обязанность по ежемесячной передаче сведений возложена на распространителей рекламы и операторов рекламных сетей: агентства и площадки размещения рекламы.
Какие сведения будут передаваться в ЕРИР?
ИНН участников, данные о договорах всех звеньев цепочки до конечного заказчика. Данные о платежах, а также копии рекламных креативов и данные о показах.
Что значит «маркировка рекламы»?
В понятие «маркировка» входит пометка «Реклама» на креативах, указание токена, с помощью которого Роскомнадзор будет отслеживать публикацию зарегистрированного креатива. А также указание конечного заказчика, детализация и распределение по заказчикам оптовых актов.
Какая ответственность предусмотрена за неисполнение закона?
За непредоставление данных — полное или частичное в данный момент не предусмотрена, не исключено, что она так же появится позже.
Попадает ли под действие закона реклама у частных лиц, например, у блогеров в соцсети?
Этот вопрос остаётся открытым. С одной стороны, в законе чётко указано, что он распространяется на всю рекламу в интернете. С другой стороны, много ли блогеров работают по договору с заказчиком? К тому же реклама часто носит скрытый, нативный характер и подаётся как рекомендация от чистого сердца. Теперь же, получается, каждый пост или сторис должны быть зарегистрированы как отдельный РК и иметь соответствующую отметку.
Приведет ли новый закон к исчезновению нативной рекламы или к появлению «черного рекламного рынка»? Пока больше вопросов, чем ответов. А между тем до вступления закона в силу остаётся меньше месяца.